Технология художественной ковки

Искусство художественной ковки – древнейшее ремесло на Руси. Но во времена, когда появилось кузнечное дело (12-13 века), его популярность значительно возросла. Сохранились настоящие шедевры. К примеру, шлем, принадлежащий Ярославу Всеволодовичу. Его выковали из цельного куска железа.

В 15-17 веках кузнечное ремесло расширяется, появляются объединения – корпорации. Москва – на Кузнецком мосту, Тула – в Кузнецкой слободе. Заказчиками чаще всего были церкви. Для них ковали декоративные светцы, подсвечники, паникадила. А богатые люди заказывали решетки для окон и балконов.

Инструменты

Технология художественной ковки подразумевает наличие не только особой стали, но и специальных инструментов:

1. Если ковка небольшого размера, то ее обработка идет с помощью ручника. Его вес колеблется от ?, до 1 ? кг. Он чем-то напоминает зубило. Ручка – 30-40 см.

2. Кувалда – тяжелый молот. Его вес – 2-8 кг. Молотобойцу приходится держать ее двумя руками. Рукоятку делают из рябины (она по прочности превосходит другие породы дерева).

3. Для выемки поковки из горна требуются клещи, имеющие разные губки. Их можно изменять.

4. Отверстия пробиваются пробойником. Пробойник имеет деревянную ручку. А противоположной частью делают отверстия.

5. Выглаживают поверхность гладилками.

Основные кузнечные приемы

  • Осадка. Раскалив полосу, ее нужно согнуть. Для этого по ней бьют кувалдой, удерживая щипцами.
  • Высадка. Если сгибать нужно не всю поверхность, а какую-то определенную часть. Нагревается заготовка не полностью, концы охлаждают водой.
  • Вытяжка. Пруту придают плоскую форму, постоянно поворачивая его при ударах молота или кувалды.
  • Деление на части. Металл нужно сильно раскалить. А делят его, уложив на наковальню, ударяя молотом по специальному зубилу. Работают с обеих сторон.

Не всегда металл прорубается полностью. По технологии художественной ковки оставшиеся недорубы можно впоследствии превратить в элементы декора, сделав лепестки, листики, завитушки.

Все необходимые изгибы делаются только на наковальне, нагревая нужную часть.

Красиво смотрится изделие, имеющее скрученный стержень. Его получают при зажиме в тиски. Можно даже скрутить в одно целое несколько прутьев (свивка).

Готовое изделие заглаживают гладилкой, попеременно с ней еще работают и молотом.

Насечка узора – завершающий этап. На ровной поверхности наносят узор зубилом. А выполняют их специальными инструментами. Их называют подбойки и пуансоны.